Будущих инженеров РОСНАНО готовит в школе

Как правильно подготовить ребенка к инженерному будущему? Понятно, что ориентироваться надо на самые перспективные технологические направления. Сделать это непросто в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса. Андрей Мельников, руководитель направления по реализации проектов для детей и молодежи Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО рассказал об одном из проектов ранней профориентации, доказавшем свою эффективность.

Инновационная индустрия — это почти всегда малый и средний бизнес с высокой степенью неопределенности. Технологии развиваются стремительно — предприятия должны проявлять гибкость и адаптивность, предъявлять такие же требования и к своим сотрудникам. Компаниям нужны не только инженеры-технологи для работающих производств, но и разработчики, то есть наиболее активная и креативная часть инженерного корпуса. Зачастую работа ведется с технологиями и продуктами, ниша которых на рынке еще не определена, поэтому необходимы такие специалисты, которые докажут рынку ценность этих новых технологий и продуктов, то есть технопредприниматели.

Как их подготовить? Если у крупных корпораций есть планы и понимание, на какое производство и к какому «станку» нужно поставить специалиста, а также какой он должен быть квалификации, то у инновационных компаний, преимущественно малых и средних по размеру, такого горизонта планирования нет. И не может быть. Одним из способов решения этой задачи стала программа «Школьная лига РОСНАНО» в рамках которой работают с будущими инженерами, учеными, технопредпринимателями и, что не менее важно, будущими пользователями продукции и технологий наноиндустрии.

Для начала «РОСНАНО» пошло в школу, где, с одной стороны, можно быстро найти аудиторию, а с другой — начать решать ту самую проблему качества естественно-научного образования, обеспечив педагога современными технологиями и актуальным контентом. Именно в этой программе выкристаллизовалась триада: междисциплинарность (естественно-научная и гуманитарная), проектность и командность.

Наноиндустрия, будучи междисциплинарной отраслью, уникально подходит как для формирования широких компетенций, так и для отработки командной работы. Речь идет не только о совершенно разных технологиях и сферах, от микроэлектроники и новых материалов до фармакологии и биотехнологий, но и о разных способах организации производства и взаимодействия людей. С высокой долей вероятности надо уметь работать со сложным метапредметным содержанием, а для этого требуется хорошая естественно-научная подготовка.

Кроме того, всегда будет востребовано умение «заглянуть за край», увидеть то, чего еще нет в реальной жизни.

«Школьная лига РОСНАНО» в большей степени работает после уроков. Конечно, технологическое содержание и инструменты, которые дают педагогам, постепенно проникают и в школьные уроки, в первую очередь через проектную деятельность на занятиях по физике, химии и биологии. В этом случае вполне естественно возникает противоречие с классно-урочной системой. Ведь, когда ребенок делает что-то, что ему реально нравится, его интерес не длится 45 минут, от звонка до звонка. Он увлечен и до тех пор, пока не получил результат, работает, не считаясь со временем.