Президент Банка Югра: «Проекты и бизнес-планы на территории Дальнего Востока стали существенно интереснее за счет мер государственной поддержки».

vt2_9741-1

«Привлечение инвесторов» — так звучит главная мантра последних лет для финансово-экономического блока правительства РФ. Тем не менее, экономико-политическая ситуация в стране этому отнюдь не способствует – иностранных стратегов отпугивают наложенные на нас санкции, российских инвесторов останавливает волатильность экономики и зачастую непрозрачная политика Минфина и Центробанка. Тем не менее, государство старательно поддерживает заданный внешними обстоятельствами курс развития на восток. Насколько успешно у него это получается, представители бизнеса и правительственные чиновники обсудили в ходе Восточного экономического форума.

Катастрофическая недоинвестированность
«В последнее время все мы ощутили прилив внимания и поддержки со стороны государства, в частности – со стороны Министерства развития Дальнего Востока, тех институтов развития, которые в последнее время появились», — отметил генеральный директор золотодобывающей компании ПАО «Полюс ПАО «Полюс» Павел Грачев в своем вступительном слове.
По словам директора департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Александра Крутикова, толчок к развитию сделан правительством в связи с тем, что регион «катастрофически недофинансирован и недоинвестирован» на фоне своего огромного потенциала.
«При этом существует катастрофическое количество ограничений, которые мешают работать бизнесу и инвесторам. Нужно помогать эти ограничения преодолевать», — сказал Крутиков.
Он отметил, что для устранения этих препятствий министерство формирует широкую линейку мер поддержки инвесторов, учитывающих специфику и потребности бизнеса – от малого до крупного. Тем не менее, приоритет отдан крупному бизнесу, и в этом сегменте главный инструмент господдержки – поддержка инфраструктурная.
«Мы напрямую инвестору (а не через субъекты, не через структуры или фонды) даем безвозвратную и безвозмездные средства на строительство инфраструктуры для производства. Инвестор получил деньги от государства, построил объект и оставил его у себя в собственности. Мы его не забираем, это принципиальное решение. В свое время оно стало новеллой нашего бюджетного законодательства», — подчеркнул глава департамента.
Еще одним новым инструментом господдержки стал принятый 24 мая этого федеральный закон о новых налоговых льготах для инвесторов, согласно которому любой инвестор на Дальнем Востоке, который вложил в производственный проект более 50 млн рублей, будет получать льготы по налогу на прибыль и по налогу на добычу полезных ископаемых в течение 10 лет.
«Этот инструмент ранее действовал, но на практике не работал – был чересчур забюрократизирован, было очень трудно этими льготами пользоваться. Сегодня эти льготы будут получаться по заявительному принципу – применительно к налогу на прибыль ими можно будет пользоваться с 1 января 2017 года», — сказал Крутиков.
«Если этот механизм сработает, это станет в буквальном смысле слова прорывом в отношении применения налоговых льгот. До сих пор многие благие инициативы, которые существовали на законодательном уровне, на практике упирались в противодействие либо Минфина, либо налоговых органов», — отметил Павел Грачев.
Государственные фонды
Отдельным блоком работы правительства с инвесторами являются государственные фонды. В частности, «Российский фонд прямых инвестиций РФ» (РФПИ), который занимается привлечением средств иностранных компаний на условиях соинвестирования. За последние пять лет фонд реализовал около 20 проектов общей стоимостью 850 млрд рублей, из которых на долю РФПИ пришлось 85 млрд рублей. Самой громкой сделкой фонда в этом году стала приватизация авиакомпании «Алроса» — фонд нашел арабских покупателей для пакета акций.
«Механизм соинвестирования является рыночным механизмом поддержки ведущих иностранных инвесторов, желающих профинансировать иностранную экономику. На каждый доллар, который готовы проинвестировать они, РФПИ готов проинвестировать доллар, если они готовы проинвестировать больше РФПИ, мы готовы стать миноритарным партнером», — объяснил алгоритм работы заместитель генерального директора РФПИ Тагир Ситдеков.
В отличие от РФПИ «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» поддерживает проекты в форме предоставления субсидий и средств по низкой ставке.
«Мы финансируем под 5% годовых, что практически в три раза ниже нынешней рыночной ставки. Мы преследуем цель с небольшими инвестициями создать условия для развития существенных проектов, которые влияют на ситуацию в масштабах региона», — сказал председатель совета директоров фонда Андрей Кузяев.
«С момента возникновения фонда за три года поменялось три директора и не было профинансировано ни одного проекта. Изначально там было заложено 18 млрд рублей, и из этих 18 млрд рублей основные средства уходили только на содержание дирекции фонда. Перед нами поставили задачу – чтобы фонд заработал, это началось в конце 2014 года. И уже в 2015 году мы профинансировали и приняли решения по 10 проектам, в целом к концу этого года мы планируем профинансировать все эти 16 млрд рублей, которые есть в фонде», — сказал Кузяев.
Он отметил, что на каждый выделенный рубль фонд предполагает привлечь около 5 млрд рублей частных инвестиций в сфере промышленности, инфраструктуры, развития средств связи и коммуникаций, агропромышленного комплекса.
Мнения бизнеса
«Мы очень сильно выиграли от того, что поверили Министерству развития Дальнего Востока. Теперь мы нисколько не сомневаемся в их работе. Сейчас мы с Фондом развития Дальнего Востока подписали уже три проекта», — отметил генеральный директор ООО «Управляющая компания «Колмар» Сергей Цивилев.
В настоящее время «Колмар» строит два горно-обогатительных комплекса (совокупная мощность которых превосходит мощности шахты «Распадской») и угольный терминал на Дальнем Востоке. Их общая стоимость составляет несколько десятков миллиардов рублей.
По словам Сергея Цивилева, финансовая поддержка фонда, предоставившего компании заемные средства сроком на 10 лет, возымела синергетический эффект: вслед за фондом «Колмару» предоставили займы в «Сбербанке» и ряде иностранных банков.
«На сегодняшний день мы все строим за счет собственных средств, у нас нет ни одного заемного доллара, у нас сегодня закончилась первая субсидия на линию электропередач, ее сумма по отношению к нашим инвестициям – около 5%. Если подсчитать по сегодняшним соглашениям с фондом, то соотношение кредитов к общим инвестициям – 10%», — добавил Цивилев.
Президент банка «ЮГРА» Алексей Нефедов добавил, что вслед за обозначенный государством вектор развития Дальнего Востока уже отреагировало и банковское сообщество. В частности, непосредственно сам банк «ЮГРА» запланировал открытие новых офисов на Дальнем Востоке до конца 2017 года, а также разрабатывает новые кредитные продукты для поддержки и масштабирования бизнеса.
«Мы начинаем прорабатывать эти вопросы, потому что те проекты и бизнес-планы на территории Дальнего Востока стали существенно интереснее за счет мер государственной поддержки. Надеемся, что и частное финансирование даст возможности для развития – в том числе, и малого и среднего бизнеса», — отметил Нефедов.
В свою очередь, председатель совета директоров АО «Золото Камчатки» Игорь Дибцев в качестве меры господдержки высказал идею о снятии для крупных инвесторов налоговых обременений на долгосрочную перспективу.
«Все, что вы слышали от чиновников и бизнеса — это правда, все это работает. Но на мой взгляд, по инфраструктурным проектам можно двигаться иначе. Идея состоит в том, чтобы для тех, кто будет инвестировать и подтверждать большой объем инвестиций, залезать в будущие налоговые платежи. От государства не потребуется субсидий сегодня, но оно будет готово согласиться с тем, что недополучит налогов в будущих периодах. Таким образом мы создадим точку роста, получим дополнительные рабочие места», — предложил Игорь Дибцев.
Перспективы господдержки
Александр Крутиков отметил, что на перспективу Министерство развития Дальнего Востока обсудит с Минприроды идею об упрощении доступа иностранным инвесторам к месторождениям в регионе. Также он поддержал идею «Золота Камчатки» о предоставлении налоговых льгот.
«Мы об этой идее думаем, тем более, что в условиях бюджетных ограничений мы просто не сможем все проекты поддержать только за с чет средств бюджета. Такой инструмент разрабатывается, на этапе идеи он поддержан президентом, уже дано поручение готовить соответствующий проект федерального закона, мы его разрабатываем совместно с Минфином», — отметил Крутиков.
Поправки в налоговое законодательство ожидаются уже до конца этого года, добавил глава департамента Минразвития Дальнего Востока.
«Любой инвестор, абсолютно любой важен для Дальнего Востока. Пока у нас очереди из инвесторов не стоит. Сейчас мы точно не можем позволить себе такой роскоши — ставить какие-то фильтры», — резюмировал Александр Крутиков.


Фото: https://forumvostok.ru/