В правительстве намерены максимально упростить процесс получения ипотеки. Приходить в офис банка за кредитом, а затем в МФЦ для подачи заявления на регистрацию недвижимости не потребуется. Пилотные онлайн-сделки по покупке квартир в ипотеку планируется провести до конца 2019 года. Ожидается, что к 2023 году 20% сделок основных игроков на этом рынке будут заключаться в электронном формате. Как сообщают «Известия», это следует из последней версии паспорта нацпроекта «Жилье и городская среда».
Сейчас клиент может подать заявку на получение ипотеки и все необходимые документы через интернет, но для подписания договора всё равно нужно приезжать в банк, а потом и в МФЦ — для подачи документов на регистрацию прав собственности. К концу 2019 году планируется подготовить предложения по обслуживанию заемщика удаленно на всех этапах — от выдачи кредита до регистрации недвижимости — и провести пилотные сделки. А до 31 декабря 2022 года уже будет «осуществлено более 20% ипотечных сделок крупнейших банков полностью в электронном формате». Такие показатели содержатся в последней версии паспорта нацпроекта «Жилье и городская среда», который обсуждается в правительстве.
По результатам опросов ВЦИОМа, проведенных по заказу «Дом.рф», около 20% граждан положительно относятся к возможности оформить ипотечный кредит полностью в электронном виде, рассказали «Известиям» в пресс-службе госкомпании.
— Необходимо перевести в электронный вид все бизнес-процессы: от подачи заявки, предоставления заемщиком всех необходимых документов, сопровождения и секьюритизации ипотечных кредитов до регистрации приобретенной недвижимости. Это подразумевает прежде всего дистанционное взаимодействие с заемщиками, возможность оформления и дальнейшего обслуживания ипотечных кредитов без посещения офисов банка, — подчеркнули в «Дом.рф».
Сегодня доля ипотечных сделок с элементами электронного обслуживания составляет около 10%. Чтобы полностью исключит присутствие клиента в банке, ЦБ создает единую платформу для удаленной идентификации на основе биометрических данных — например, лица и голоса. Чтобы достичь целевых показателей, планируется продолжить развитие электронных технологий для взаимодействия государственных и коммерческих структур и внести изменения в законодательство, указали в «Дом.рф».