Агрессия на дорогах? Взгляд конфликтолога

Современная жизнь проходит в условиях повышенной эмоциональной напряженности, вследствие различных причин. Разрешение проблемных ситуаций – задача нелегкая. Ее изучением занимается отдельная научная дисциплина-конфликтология. Данное научное направление вобрало в себя множество научных областей и наиболее полно может раскрыть вопрос природы конфликта и закономерностей, с ним связанных. Сегодня мы поговорим с Глебом Труфановым- конфликтологом, который проводит подобные исследования. Он является специалистом в данной области, автором более 25 научных работ, членом авторитетных научных ассоциаций.

Здравствуйте Глеб. О чем поговорим сегодня?

–Сегодня давайте поговорим о такой насущной проблеме, как агрессивное поведение на дорогах. Очень важно научиться правильно оценивать такое негативное явление и грамотно реагировать, в случае конфликтной ситуации на дороге.

Нельзя отрицать, что отечественный темперамент проявляется особенно на дорогах. Экспертные оценки показывают, что явление агрессии на дорогах демонстрирует растущую тенденцию во всем мире. Однако это не меняет того факта, что, согласно исследованиям, мы во всем мире считаемся одними из самых агрессивных водителей. Агрессивное вождение, описывается в литературе как деятельность, направленная на причинение физического, психического или эмоционального вреда другому участнику дорожного движения. Это управление транспортным средством, повышающее риск аварии, например, нарушение правил дорожного движения, превышение скорости или игнорирование других участников дорожного движения.

Дорожная агрессия также связана с возможностью физического-персонального насилия в отношении другого участника дорожного движения во время выяснения отношений.

Также можно сказать, что агрессивное поведение на дороге является маркером социальной напряженности, низменно растущей в последнее время. Особую роль в данном кризисном явлении играет пандемия короновируса(Covid19), которая лишь обострила моменты социальной дезинтеграции, повысила градус неудовлетворенности жизни, усилила имеющиеся фрустрации и добавила новые.

 Можно ли ее причислить к маркерам социальной напряженности?

– Глеб: Наиболее частыми жалобами на поведение водителей являются: ослепление светом, опасная смена полосы движения, скоростной обгон, крик или злоупотребление звуковым сигналом. Во многих случаях перевозбудимость, проявляющаяся истериками, связана с образом жизни. Вечная нехватка времени, спешка, дедлайны, бытовые проблемы … это лишь малая часть того, через что нам приходится проходить ежедневно. По этой причине – когда дело доходит до пресловутого накопления – мы гораздо более склонны к агрессивному поведению. Негативные эмоции аккумулируются каждый день, не находя должного по объему выплеска в рамках повседневной рутинной активности, они высвобождаются в рамках нереалистических конфликтах-дорожных конфликтах. Очень часто дорожный конфликт-повод для выплеска негативного эмоционального фона на случайный объект, оказавшийся не в то время и не в том месте.

Почему проявляется агрессия на дорогах?

– Глеб: Среди причин агрессивного поведения в дорожном движении упоминаются многие проблемы.

Однако, на мой взгляд, основной момент в данном случае конкурентных характер многих типов человеческих отношений, отсюда динамика, фрагментарное видение действительности, люди понимают лишь тот узкий участок реальности, упуская многое (bigger picture). Накопление негативных эмоций, сопряженных со стрессами, депрессиями, неврозами находит свой выход в нереалистическом конфликте, которому зачастую предшествуют кризисные явления-маркеры.

Для многих вождение, особенно «крутое» связано с ощущением силы и власти, которую они не чувствуют дома или на работе. Это явление часто может проявляться в виде изменения поведения, когда обычно вежливый человек становится очень агрессивным за рулем. Другой вопрос – это темперамент и личность. Вероятно, большинство из нас встретили водителей, с которыми они эмоционально поделились своим недовольством.

Когда водитель заперт в машине, сложно передать, что его раздражает. Обе стороны иногда убеждены, что одна делает другой назло. Нас не особо заботят хорошие отношения со случайными, незнакомыми людьми. Мы себя чувствуем в безопасности, заключенными в металлической скорлупе.

Есть и другие причины. Например, … погода, пробки. Конфликты случаются особенно когда водители спешат: работа, сужение дорог, отсутствие указателей, быстро меняющиеся цвета светофоров, пробки на дорогах. Эти ситуации вызывают раздражение.

Научно обоснована связь между заторами на дорогах и агрессивным поведением. Чем больше негативного, или можно сказать структурного, воздействия на водителя извне, тем больше склонность к агрессии.

Чем может быть вызван всплеск агрессии в последнее время? Можно ли ее связать с контекстом экономической ситуации, с ковидом?

– Глеб: Безусловно, огромным провоцирующим фактором становится напряженная ситуация в обществе, наблюдаемая в последнее время. К повседневным проблемам добавился страх перед ковидом, опасность заболеть, потерять работу, переживание за здоровье близких. К тому же последние медицинские данные говорят о растущем числе осложнений болезни, среди которых лидируют неврологические и психологические проявления. Эти осложнения остаются после вхождения человека в нормальную жизнь и могу проявляться конфликтами на дороге. Другой стороной пандемии становится ухудшение экономических проблем в стране. Неуверенность в завтрашнем дне плюс падение доходов требует выхода. И вот, участнику дорожного движения, не вовремя подвернувшемуся под «горячую руку», приходится играть роль эмоционального громоотвода. Еще одним негативным фактором можно считать самоизоляцию и карантин в школах. Члены семьи, которые привыкли быть в будни на работе или учебе вынуждены изо дня в день находится в одном помещении. При этом старшему поколению необходимо дистанционно работать, а детям учиться по интернету. Все это создает напряженность в семье и для многих агрессивное дорожное поведение является прекрасной отдушиной для выхода раздражения.

Возможно ли избежать конфликтов на дорогах?

– Глеб: Да, на помощь приходят, новые технологии автомобилестроения. Они противодействуют в некотором роде могут выступать в качестве противодействия возможной агрессии на дорогах. Речь идет о таких системах как: удержание полосы движения, мониторинг слепых зон, Front Assist или адаптивный круиз-контроль, контроль слепых зон.  Благодаря этим технологиям водители, например, понимают, что вождение «на бампере» небезопасно, или, отслеживая слепую зону, они знают, что справа или слева находится машина. Это значительное улучшение и хороший шаг с точки зрения повышения безопасности и культуры вождения.

Метод особых цифровых «рефлексов» также предназначен для предотвращения конфликтов. Это можно сделать, избегая насмешек других водителей и не отвечая на них. Если это не помогает, стоит записать происшествие и описать его (дата и время происшествия, город, номер дороги, данные о транспортном средстве), чтобы предоставить полиции конкретные данные.

Как вести диалог с агрессором?

– Глеб: Водители нервничают, ведут себя очень импульсивно, пытаясь доказать свою правоту и установить свое превосходство в ситуации противоборства, преследуя зачастую нереалистические цели, в попытках реализовать свои интересы за чей-то счет. Прежде всего, стоит сдержать свои нервы и сохраним спокойствие. Ментальное здоровье-приоритетная задача. Если мы отреагируем импульсивно, то только накалим атмосферу и спровоцируем агрессора на противодействие. В наших же интересах продолжить свой путь безо всякого ущерба

Если кто-то машет нам руками, угрожает или делает оскорбительные жесты, самое безопасное – не обращать на них внимания, а позволить им идти впереди вас-уступить, возможно это лишит агрессора цели противодействия вам, ведь он уже первый и добился, чего желал. Чем раньше он исчезнет из виду, тем лучше. Для душевного спокойствия иногда лучше извиниться перед агрессором, даже если он не прав – часто счастливый и гордый своим триумфом он уезжает.

Если при обгоне другой машины ее водитель начинает разгоняться за счет добавления газа, бороться с ней не стоит. Намного безопаснее отпустить и спрятаться за его машиной.

Когда ситуация выйдет из-под контроля, агрессивный водитель перережет нам дорогу, и он захочет добраться до нашей машины, давайте попробуем сбежать, а если это не сработает, вызовите полицейских.

Самостоятельно бороться с таким неадекватным автовладельцем не стоит, ведь никогда нельзя предугадать, как он себя поведет.

 

Автор Ирина.К, 05.11.2021