Легенды балета рядом с нами

Знаковым событием в жизни Северной столицы стали публичные показы новых серий популярного киноцикла студии «Телеинвест» «Легенды русского балета», созданного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Сначала на выставочной площадке Манежа в рамках замечательного проекта «Первая позиция», затем в Музее театрального и музыкального искусства, на очереди – показ в Особняке М.Кшесинской, в Музее политической истории России.

Популярность этого киноцикла пришла после его показов на Общественном телевидении России и телеканале «Санкт-Петербург». Уже первые серии цикла были исполнены в необычном формате: о легендарных мастерах русского балета рассказывали выдающиеся представители балетного искусства – прима Мариинского театра Виктория Терешкина и хореограф Юрий Смекалов, а их профессиональные оценки и акценты воедино связывал драматический актер, народный артист России Валерий Кухарешин.

В первых сериях документалисты познакомили зрителей с малоизвестными страницами в творчестве таких ярчайших представителей отечественной танцевальной школы, как А.Ваганова, Н.Кургапкина, А.Шелест, А.Горский, Л.Минкус, Л.Якобсон.

Затем последовали новые серии второго и третьего сезона. Киноцикл был тепло встречен не только зрителями, но и профессионалами. Творческий коллектив получил несколько наград – в том числе премию Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Золотое перо» в номинации «Программа о культуре».

Четвертый сезон «Легенд русского балета» готовился студией «Телеинвест» уже при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Это позволило расширить его географию. Помимо привычных съемок в столице русского балета – в Санкт-Петербурге, студия провела съемки в Москве и Париже. Авторы стремились оказаться в тех в местах, которые непосредственно связаны с героями киноцикла. К примеру, им удалось запечатлеть парижские балетные студии, где когда-то работали Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская. Они побывали на кладбище Монмартр, где похоронены Вацлав Нижинский и автор «Коппелии» Лео Делиб, в опере Гарнье, у дома на Рю де Бак, где жил прототип литературного д’Артаньяна, и других знаковых «балетных» местах французской столицы.

Ключевым экспертом новых серий киноцикла, наряду с Викторией Терешкиной, на этот раз стал ректор Академии Русского балета, народный артист России Николай Цискаридзе. В качестве ведущих в новых сериях задействованы теперь два персонажа – уже знакомый зрителям по прошлым сезонам народный артист России Валерий Кухарешин (он путешествует по петербургским «балетным» адресам) и автор киноцикла, известный петербургский документалист Иннокентий Иванов, который проводит кинопутешествие   по «балетным» адресам Парижа.

Примечателен и подход авторов киноцикла к выбору героев. Безусловно, в первую очередь они исследовали творческие биографии балерин, танцовщиков, хореографов. Впрочем, не могли не заинтересовать их и околобалетные персонажи, композиторы, писавшие музыку именно для балетов. В одной из первых серий, например, героем был Людвиг Минкус. А в этом сезоне — директор конторы императорских театров Иван Всеволожский. И это не случайно, ведь именно он был вдохновителем таких легендарных балетов, как «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Именно его мы должны благодарить за то, что убедил Петра Ильича Чайковского написать музыку для этих шедевров.

Да и герои остальных пяти серий нового киноцикла – яркие, неординарные личности, что оставили незаурядный след в истории и нашего, и мирового балета.  Зрителю предоставлена возможность вспомнить замечательную Тамару Карсавину -прима-балерину Мариинского театра, звезду дягилевских сезонов, ставшую впоследствии великим педагогом. В центре внимания будет и красавец Вахтанг Чабукиани, которого вполне оправданно называли гением советского балета, ведь именно он совершил подлинную революцию и в технике мужского танца. Еще один герой — Николай Легат, некогда премьер Мариинского театра, которому довелось сменить великого Мариуса Петипа на посту главного балетмейстера.  Звездой киноцикла стала Ида Рубинштейн – подлинная дива дягилевских сезонов, для нее создавались такие балетные шедевры как «Шехеразада» и «Болеро». Особняком среди героев стоит удивительная фигура хореографа Николая Боярчикова, который был еще сравнительно недавно олицетворением авторского балетного театра…

Очень важно, что и публичные показы-обсуждения киноцикла студия проводит, приглашая на них сегодняшних звезд русского балета. Так, на финише уникальной выставки «Первая позиция. Русский балет» в Санкт-Петербургском Манеже вместе со зрителями участницей премьеры была первая солистка Мариинского театра Екатерина Осмолкина, которая провела затем для юных представителей Академии балета автограф-сессию. В Музей театрального и музыкального искусства на встречу со зрителем пришла другая замечательная прима Мариинского театра Дарья Павленко.

По словам продюсера проекта Сергея Почина, студия полна решимости продолжить работу над киноциклом «Легенды русского балета». В Президентский фонд культурных инициатив подана заявка на поддержку производства новых серий. Они посвящены таким выдающимся мастерам прошлого, как Б.Брегвадзе, Е.Янсон-Манизер, О.Преображенская, Ф.Лопухов, Т.Вячеслова, Н.Черепнин.