Министерство юстиции США, аналогичные ведомства 15 штатов и столичного округа Колумбия подали в суд на Apple, обвиняя её в нарушении Акта Шермана. Это принятый 134 года назад антимонопольный закон, объявляющий незаконным любое ограничение торговли, приводящее к сохранению доминирующего поведения на рынке. Именно в этом обвиняется Apple: по версии властей США, компания использует свои возможности по контролю за приложениями для iPhone, чтобы ослаблять конкуренцию на рынке смартфонов и извлекать из него больше прибыли. 88-страничный иск насчитывает 232 пункта, подробно описывающих незаконное, по мнению властей США, поведение Apple.
Минюст США выявил пять основных способов, с помощью которых Apple ограничивает конкуренцию. Во-первых, компания запрещает создание супераппов для iPhone, поскольку это может унифицировать пользовательский опыт iPhone и других смартфонов, упрощая переход с первых на вторые. Во-вторых, компания ограничивает создание сервисов облачного стриминга для iPhone, поскольку они стирают различия между iPhone и более дешёвыми смартфонами. В-третьих, компания искусственно ухудшает средства передачи сообщений с iOS на Android, чтобы владельцы iPhone не переходили на Android.
В-четвёртых, компания ограничивает функциональность сторонних умных часов, которые также поддерживают Android, при их подключении к iPhone — например, в части просмотра уведомлений. Из-за этого владельцы iPhone покупают Apple Watch, которые не поддерживают Android, и из-за этого вынуждены в будущем покупать iPhone. Наконец, Apple запрещает создавать сторонние приложения с бесконтактной оплатой, что мешает развитию подобных сервисов, а также повышает стоимость банковских услуг (т.к. банки платят Apple комиссию с платежей через Apple Pay). Обеспечивает реализацию всех эти ограничений ещё одно: Apple не позволяет создавать альтернативные магазины приложений для iPhone.
В тексте иска отмечается, что Apple постоянно оправдывает накладываемые ограничения соображениями приватности и безопасности. По мнению Минюста США, это враньё. Минюст обильно цитирует внутренние документы Apple (которые, скорее всего, будут представлены на суде, если дело дойдёт до судебного рассмотрения), из которых следует, что Apple вводит ограничения именно для понижения привлекательности альтернатив iPhone. Также приводится случай из интервью Тима Кука. В ответ на жалобу интервьюера, что он не может отправить маме видео через приложение Сообщения, генеральный директор Apple не стал пересказывать официальную позицию о «небезопасности» такого действия, а просто посоветовал купить маме iPhone.
Минюст США также тщательно показывает, что накладываемые ограничения действительно приводят к снижению конкуренции на рынке смартфонов. Отмечается, что в США осталось только два прямых конкурента Apple на рынке смартфонов (Google и Samsung), а сама Apple получает возможность снижать свои расходы на исследования и разработку. В частности, они составили в 2023 фискальном году всего $30 млрд против $77 млрд, потраченных на выкуп собственных акций. «Всё новое и особенное дорогое должно быть тщательно оспорено, прежде чем использовано в потребительских телефонах», — постулирует один из руководителей Apple в приведённой цитате.
Иронично, но Минюст США признаёт, что монопольное положение Apple, удерживаемое сейчас с помощью противозаконных мер, изначально было получено с помощью самого Минюста. В начале нулевых ведомство провело большой антимонопольный иск против Microsoft, заставив компанию стать более открытой к разработчикам — в том числе Apple, ставшей одной из главных выгодополучателей того дела.
Apple, разумеется, отвергает обвинения. «Этот иск ставит под угрозу то, чем мы являемся, и принципы, которые отличают Apple на высококонкурентных рынках. В случае успеха он не позволит нам создавать технологии, которые люди ожидают от Apple — на стыке железа, ПО и сервисов. Это также создаст опасный прецедент, давая правительству власть жёстко контролировать разработку народных технологий. Мы считаем, что этот иск ошибочен с точки зрения фактов и закона, и будем активно защищаться», — заявила Apple в лице своего пресс-секретаря Фреда Сэйнца.
Полный текст иска