В России заявили о планах создать собственное «суперприложение», которое должно стать достойной альтернативой зарубежным платформам. На каким оно должно быть, чтобы завоевать народное признание? «НИ» изучили опыт других стран.
Юлия Литвиненко
В России всерьез заговорили о создании собственного — национального — мессенджера, а Госдума уже приняла закон об объединении функционала отечественных цифровых сервисов — государственных, финансовых, коммерческих — в едином приложении.
Председатель комитета ГД по информационной политике Сергей Боярский пояснил, что речь идет о сервисе, который будет «больше, чем национальный мессенджер», и объединит множество интересных и уникальных функций.
По словам главы думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, россияне постепенно привыкнут к использованию национального мессенджера, поскольку переход на новую площадку всегда сопровождается периодом адаптации, а затем — привыкания.
Однако, как показывает опыт зарубежных стран, дело скорее не в «привычке», а в удобстве использования и многообразии предлагаемых инструментов и функций приложения. Как реализуется российский проект на практике и удастся ли ему завоевать признание среди пользователей — пока большой вопрос (все мы помним, чего стоила попытка заменить Instagram* и YouTube отечественным аналогом).
«НИ» тем временем изучили, в каких странах есть свои национальные мессенджеры и как они там работают.
Ни Telegram, ни WhatsApp*. В России перестали работать популярные мессенджерыУзнать подробнее
WeChat (Китай)
Китай, сумевший создать свой собственный, независимый от внешнего мира, интернет, можно с уверенностью называть цифровой державой. В 2003 году страна обзавелась «Золотым щитом», больше известным как «Великий китайский файрвол». Система фильтрует доступ пользователей к сайтам и интернет-услугам. Разумеется, в стране существует и национальный мессенджер, заменивший гражданам заморские Facebook**, WhatsApp***, iMessage.
Из мессенджера в полноценную экосистему
WeChat был разработан китайской компанией Tencent и запущен в январе 2011 года. Авторы приложения были вдохновлены популярностью западных мессенджеров и хотели создать продукт, который предлагал бы множество форм общения: текст, голос, видео и групповые чаты. Но с годами WeChat превратился в «суперприложение» с широким набором функций, выходящих далеко за рамки обмена сообщениями, и теперь сочетает в себе все те возможности, которые обычно доступны только при использовании десятков продуктов. Так, пользователи могут воспользоваться массой различных услуг: электронной коммерцией, поездками на автомобиле, доставкой еды. Государственные услуги также доступны через WeChat, например, запись на прием к врачу или оплата штрафов.
Как говорят эксперты, китайский пользователь встает с утра, используя приложение, и, скорее всего, не закрывает его до вечера.
Согласно исследованию WeChat, именно так выглядит день типичного пользователя WeChat. Фото: Скриншот morethandigital.info
Цифры
- По данным на 2025 год, пользователями WeChat стали 1,34 млрд человек.
- WeChat — вторая по популярности социальная медиаплатформа в мире (уступает WhatsApp***).
- В 2023 году годовой доход WeChat составил $16,38 млн.
Китайский «Большой брат»
WeChat действительно много знает буквально о каждом гражданине КНР, имеющем смартфон, что логично вызывает вопросы о безопасности и конфиденциальности.
Поскольку приложение работает из КНР в соответствии с китайским законодательством, предусматривающим строгие положения о цензуре и протоколы перехвата, материнская компания обязана делиться данными с правительством КНР. WeChat может получать доступ к текстовым сообщениям и предоставлять логи и истории местоположений своих пользователей. Учитывая огромную популярность приложения, было бы наивно полагать, что китайское правительство не воспользуется мессенджером в качестве источника данных для массового наблюдения за гражданами.
Так, в компаниях социальных сетей работает до тысячи цензоров в каждой. Эти усилия поддерживаются еще 20-50 тыс. сотрудников интернет-полиции и 250-300 тыс. комментаторов, которым поручено распространять партийно-государственную пропаганду. Но и это не все. В некоторых городах даже были созданы группы «охраны общественного порядка», призывающие людей следить за своими соседями и сообщать о подозрительном поведении. В 2019 году полицейское управление Шанхая сообщало, что правоохранители получили в WeChat более 110 тыс. советов от граждан, выступающих в роли полицейских-добровольцев.
- Например, как писало издание WSJ, строительный контролер из Пуяна Чэнь Шоули был задержан полицией на пять дней после того, как рассказал в чате WeChat шутку, намекающую на высокопоставленного правительственного чиновника.
СМИ указывают, что это приложение, по мнению западных спецслужб, является наименее защищенным из всех существующих в мире.
«Если вы хотите нормально жить в Китае, вам лучше не говорить ничего „опасного“ о Коммунистической партии и тем более о ее лидере Си Цзиньпине», — отмечала BBC.
WeChat уже стал «лицом» китайского интернета, о котором знает весь мир. Сегодня это полноценная экосистема, которая охватывает почти все возможные функции, доступные в смартфоне. Фото: Надежда Комаренко. newizv.ru
LINE (Япония)
В Японии народным мессенджером является LINE. Как и WeChat, приложение было запущено в 2011 году с целью помочь людям связаться друг с другом после землетрясения и цунами в Тохоку (известное как Великое восточно-японское землетрясение, унесшее жизни почти 15,8 тыс. человек и приведшее к страшной аварии на АЭС «Фукусима-1». — Прим. ред.).
Владелец компании — японская LY Corporation (принадлежит A Holdings — совместному предприятию SoftBank Group и южнокорейской Naver Corporation. Участие последней, к слову, как утверждается, постепенно хотят минимизировать, сосредоточив весь контроль в японских руках). Строго говоря, LINE не совсем «государственный», как в случае с WeChat, мессенджер, хотя его по праву называют «национальным», поскольку со временем он стал больше, чем просто способом отправить сообщение или позвонить, превратившись в самое популярное приложение. Оно объединяет множество различных сервисов в одну простую в использовании систему.
Пользователи могут отправлять бесплатные сообщения, совершать голосовые и видеозвонки, а также пользоваться платежными, игровыми и прочими сервисами.
Цифры
- По состоянию на январь 2025 года в Японии насчитывалось 109 млн пользователей интернета (88,2% всего населения), из них 97 млн (78,7%) — пользователи LINE.
- Количество пользователей LINE по всему миру составляет более 224 млн человек.
Популярность социальных сетей в Японии (данные на 2025 год). Фото: Скриншот digitalmarketingforasia.com
Путь к сердцу пользователя
Любопытно, что мессенджер завоевал народную любовь с помощью… стикеров. Что, пожалуй, неудивительно, ведь речь идет о стране, которая любит аниме и эмодзи. Несмотря на то что в приложении есть серия собственных стикеров, создатели также могут выкладывать свои оригинальные изображения бесплатно или продавать их в магазине за монеты LINE.
Впрочем, мессенджер используют и для бизнеса. Бренды и компании могут открывать специальные профили и применять их для связи с пользователями, рассылки рекламной информации и проведения рекламных кампаний. Каждый бизнес может открыть официальный аккаунт бесплатно.
Китайские «шпионы»
А вот тревожный звоночек прозвучал в 2021 году. Тогда владельцы LINE «позволили» китайским инженерам шанхайской фирмы — разработчика программного обеспечения получить доступ к данным японских пользователей, не спрашивая их согласия. Японская газета The Asahi Shimbun писала, что четыре инженера из Поднебесной получили доступ к инфраструктуре мессенджера и просматривали сообщения и личную информацию пользователей (имена, номера телефонов, адреса электронной почты и идентификаторы).
Согласно японскому законодательству о защите персональных данных, компании вроде LINE должны информировать пользователей о том, что их личные данные отправляются за границу. Этот случай привел к расследованию в отношении владельцев приложения за нарушение правил защиты частной жизни и за умолчание о несанкционированном доступе в своем отчете.
Отечественная ОС и корни из Бангладеш: представлен российский смартфон «Р-Фон»Узнать подробнее
Zalo (Вьетнам)
Национальным мессенджером Вьетнама считается мультиплатформенная служба обмена мгновенными сообщениями Zalo, разработанная местной компанией VNG Corporation. Она также относится к «суперприложениям», поскольку объединяет в себе различные функции, такие как социальные сети или электронная коммерция.
Официальная версия мессенджера была выпущена в декабре 2012-го, а уже в январе 2013 года Zalo вышел на первое место в App Store во Вьетнаме, обойдя своего главного конкурента — китайский WeChat.
В том же году платформа достигла отметки в миллион пользователей и продолжила быстро расти, обогнав всех международных конкурентов, включая Viber**** и LINE.
Цифры
- Согласно данным на конец сентября 2024 года, Zalo насчитывает около 77,6 млн активных ежемесячных пользователей, которые ежедневно отправляют почти 1,97 млрд сообщений.
- Zalo доступен во всех 63 провинциях Вьетнама, включая острова и отдаленные районы, а также более чем в 23 странах мира.
85% граждан решают деловые вопросы в мессенджерах после рабочего дняУзнать подробнее
Успех Zalo во многом объясняется особым подходом ее разработчиков. Создатель приложения Вуонг Куанг Кхай признался, что разработал этот продукт, чтобы он без проблем работал на низкокачественных устройствах и при нестабильном интернет-соединении. Но, помимо этого, платформа постоянно добавляет новые функции.
- Так, в 2021 году Zalo запустил функцию Zalo Connect, чтобы помочь жителям районов, пострадавших от COVID-19, объединиться и поддержать друг друга.
- С 2022 года приложение стало внедрять ряд функций искусственного интеллекта.
Пользователи платформы, помимо стандартных возможностей мессенджеров, также могут следить за лентой новостей и обновлениями погоды, пользоваться услугами банковского кредита Zalo, также у них есть доступ к правительственным и общественным услугам. В целом возможности и инструменты, которые предлагает Zalo, делает его этаким вьетнамским Facebook*. Платформа глубоко интегрируется в повседневную жизнь и бизнес страны.
Успех Zalo во многом объясняется особым подходом ее разработчиков. Фото: 1MI
Sandes (Индия)
Бесплатная платформа для обмена мгновенными сообщениями Sandes была разработана правительством Индии и запущена в «ковидный» 2020-й. Она размещается исключительно в правительственной инфраструктуре и регулируется правилами и нормами, принятыми в стране.
Приложение, представляющее собой альтернативу WhatsApp*** и Zoom, изначально задумывалось как платформа для общения между чиновниками, поскольку они работали из дома. Сегодня мессенджер стал общедоступным.
Sandes обладает множеством функций, например, созданием групп, трансляцией сообщений или пересылкой эмодзи. Есть также функция безопасности, которая позволяет пользователю отмечать сообщения как конфиденциальные.
Отечественный — еще не значит популярный
Однако приложение может быть несколько неудобным в использовании. Так, в нем отсутствует возможность переноса истории чата между двумя платформами, а для использования мессенджера требуется действующий номер мобильного телефона или идентификатор электронной почты. Кроме того, пользователи не могут менять свои номера телефонов или адреса электронной почты после регистрации.
Неудивительно, что и особой популярностью государственный мессенджер у граждан не пользуется. Согласно данным на 2025 год, индийцы национальной платформе предпочитают западный WhatsApp***. Им пользуются около 616 млн человек (почти каждый второй житель страны). А отечественный Sandes даже не вошел в десятку популярных топ-мессенджеров.
Дуров, Маск и Цукерберг: как создателей соцсетей берут под контроль спецслужбыУзнать подробнее
США
А вот в США особого, национального, мессенджера пока нет. Но среди самых популярных приложений быстрого обмена сообщениями в Штатах, по разным данным, являются: Facebook Messenger**, Instagram Direct*, WhatsApp***, Google Messages, Snapchat, а также iMessenger от Apple.
Часть американцев пользуются и оказавшимся недавно в центре скандала приложением Signal, после которого в стране заметно выросла популярность мессенджеров с повышенными мерами защиты.
- Главный редактор Atlantic Джеффри Голдберг 24 марта заявил, что 11 марта получил запрос в мессенджере Signal и попал в чат, где американские власти обсуждали удары по хуситам. По словам Голдберга, в группе проходила «увлекательная политическая дискуссия» с участием аккаунтов под именами вице-президента США Джей Ди Вэнса, министра обороны Штатов Пита Хегсета, советника Белого дома по национальной безопасности Майка Уолтца и других чиновников.
The New York Times: спецслужбы России научились отслеживать общение в мессенджерахУзнать подробнее
Внезапная популярность Signal
После громкого скандала количество пользователей Signal в первой половине 2025 года выросло на 13% в годовом сравнении. Приложение, созданное в 2014-м и насчитывающее миллионы пользователей (40-70 млн ежемесячно), популярно среди журналистов, активистов, экспертов в области конфиденциальности и политиков — всех, кто хочет защитить свои сообщения с помощью шифрования. Считается, что платформа обладает «золотым стандартом безопасности» среди коммерческих приложений.
В основе этого лежит сквозное шифрование (E2EE). Другими словами, только отправитель и получатель могут читать сообщения — даже сам Signal, как утверждается, не может получить к ним доступ.
Но есть проблема, связанная с Signal, которая вызывает опасения, — исчезновение сообщений. Дело в том, что приложение, как и многие другие, позволяет пользователям настроить соответствующую функцию через определенный промежуток времени. По словам Джеффри Голдберга, некоторые сообщения в группе Signal, в которую он был добавлен, исчезли через неделю. Это может нарушать законы о ведении записей — если только пользователи приложения не пересылали свои сообщения на официальный правительственный аккаунт.
И это, отмечают СМИ, далеко не первый случай, связанный с E2EE. Различные администрации хотели создать так называемый черный ход в использующие его службы обмена сообщениями, чтобы они могли читать записи, которые, по их мнению, могут представлять угрозу национальной безопасности. Такие приложения, как Signal и WhatsApp***, ранее боролись с попытками создать такой бэкдор, утверждая, что в конечном итоге им воспользуются злоумышленники.
К слову. Владельцем платформы является независимая некоммерческая организация в США под названием Signal Foundation, которая финансируется за счет пожертвований пользователей и грантов. Однако сообщалось, что технология Signal изначально была профинансирована грантом в $3 млн от Фонда открытых технологий (OTF), поддерживаемого правительством США. Также источники утверждают, что связь между OTF и американской разведкой более тесная, чем кажется на первый взгляд.
* — Instagram ** — Facebook *** — WhatsApp — все эти компании принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ террористической и экстремистской, ее работа запрещена на территории России.
*** — Viber, в декабре 2024 года Роскомнадзор объявил о решении ограничить доступ к мессенджеру.