Казахстан берет курс на демонополизацию рынка связи, считает Дмитрий Шедко. Министерство цифрового развития рассчитывает, стимулируя конкуренцию между операторами, добиться снижения тарифов и повышения качества связи, которые весь прошлый год находились в центре общественного внимания.
В январе, наконец, было принято решение, что демонополизация начнется с приватизации принадлежащей АО «Казахтелеком» компании ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (бренды «Altel» и «Tele 2»). Согласно постановлению Министерства национальной экономики сделку прямой адресной продажи планируется осуществить в течение 2024 года.
Отметим, что в собственности государства оператор оказался только в 2019 году, когда шведская «Telia Company» приняла решение покинуть рынки Центральной Азии и продала свои активы АО «Казахтелеком», уже владевшему к тому времени другим игроком мобильного рынка – «KCell». Таким образом принадлежащий правительству телекоммуникационный гигант взял под контроль большую часть рынка, что и породило споры о демонополизации.
Дмитрий Шедко подметил, что вопрос монополий в связи достаточно тонкий. В свое время отрасль считали естественной монополией. И не без оснований. Быстро меняющиеся технологии, высокая стоимость инфраструктуры, потребность в ограниченном радиочастотном ресурсе. Все это не препятствует существованию на рынке нескольких компаний, но значительно увеличивает издержки, а, следовательно, и цены, нивелируя тем самым эффект конкуренции.
Тем не менее большинство стран мира в свое время демонополизацию в связи провели. В крупных государствах, вроде США, на месте когда-то монополиста возникли десятки операторов, работавших либо в конкретном регионе, либо на рынке отдельных услуг – подмечает Шедко.
Но со временем во многих странах начался обратный процесс. Путем слияний и поглощений компании укрупнялись, и сегодня в тех же США больше половины рынка контролируется всего 3 крупными операторами. Другое дело, что сейчас они куда более открыты для сотрудничества с другими игроками.
В основе современной связи – сложная и дорогая цифровая инфраструктура. Создание нескольких параллельных систем можно сравнить со строительством нескольких водопроводов и канализаций в одном доме. Пользоваться потребитель все равно будет только одной. Остальные – просто лишние расходы. И вот сегодня шэринг (совместное использование) частот, башен, сетей стал уже де-факто нормой рынка в развитых странах. И в этих процессах участвуют и государственные, и частные компании.
В условиях чистого рынка весьма критичен вопрос решения социальных задач. Проблема связи в сельской местности – общая для всех стран мира. Частник, как правило, не спешит идти в малодоходные сегменты, где расстояния приводят к существенному росту размера требуемых инвестиций. Государства при этом редко выделяет субсидии на такие проекты в нужном объеме. Бюджет Казахстана, например, покрывает менее 20 процентов расходов на программу «Доступный интернет». И эта ситуация достаточно типична.
Дмитрий считает, что существенный фактор позволяющий держать приемлемый уровень качества цен на услуги связи – эффект масштаба. В крупной сети больше возможностей для инноваций, разработок, внедрения новых продуктов, отчасти, для перекрестного субсидирования. Небольшой частный оператор не сможет обеспечить наличие сколько-нибудь значимого количества социальных тарифов, вряд ли у него найдутся средства и на реализацию «побочных» задач – интернетизацию школ, больниц и т.п.
Так решит ли приватизация задачи цены и качества? Уверенности в этом нет.
Если все пойдет по плану МЦРИАП, то по прогнозам Дмитрия Шедко к концу 2024 года в Казахстане будет три крупных игрока на рынке связи. Каждому из них для прорыва в области качества неизбежно придется много инвестировать в инфраструктуру, а это затраты, которые не способствуют снижению тарифов.
Кроме того, изменяется ведь не состав игроков на рынке, а только собственники операторов. Нам с вами будут доступны все те же бренды и примерно те же тарифные планы. Причин начинать ценовую войну ни у кого их них нет.
Тем не менее, если новые владельцы «Altel» и «Tele 2» придут с реальными инвестициями, а государство рационально использует средства, вырученные от продажи, для масштабной модернизации «KCell», нас вполне могут ждать хорошие новости. Быстрое развитие 5G, новые виды услуг, новые регионы. Плюс, как всегда, акции и скидки на новые услуги. Цены, конечно, не упадут в разы, но какие-то бонусы абонентам наверняка предложат – считает Дмитрий Шедко.
Что же касается задач регулятора, то я бы предложил посмотреть в сторону двух вещей: совместного использования инфраструктуры и создания условия для работы виртуальных операторов. Опыт других стран показывает, что такие меры часто оказываются эффективнее, чем «невидимая рука рынка».