Инновационные компании не только прокладывают путь по неведомым ранее направлениям науки и производства, но и заставляют меняться, подстраиваться под свои потребности систему высшего образования. И оказывается, косность и инертность российских вузов – не более чем миф. Они охотно идут на разработку специальных образовательных курсов под нужды конкретного производителя, обогащая себя по итогам этого сотрудничества новыми уникальными компетенциями.
Как работает эта система ярче всего можно увидеть на примере очень молодой, быстро развивающейся компании «ПЭТ-Технолоджи». Компания создана в 2011 году при участии РОСНАНО для формирования в стране сети центров ядерной медицины для ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний.
Для эффективной работы ПЭТ-центра нужны радиохимики, медфизики двух категорий, врачи и даже главные врачи и медсестры по организации работы ПЭТ-центров высочайшей квалификации и обладающие глубокими специализированными знаниями.
В России соответствующих компетенций практически не было. К декабрю 2014 года «ПЭТ-Технолоджи» и ФИОП запустили более фундаментальную 500-часовую образовательную программу повышения квалификации в области ядерной медицины и организации управления лечебно-диагностическим процессом. Сделано это было на базе Башкирского государственного медицинского университета, который возглавляет Валентин Павлов – доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН с 2016 года.
Как рассказал заместитель директора образовательных проектов и программ ФИОП Станислав Нисимов, для организации учебного процесса нужных специалистов и компетенции искали на Западе через партнеров «ПЭТ-Технолоджи». Договорились с клиникой «Бионт» в Словакии, Университетской клиникой в Женеве, клиникой «Симед» в Нидерландах о проведении там стажировок. Оттуда же черпали учебные материалы. Что-то брали в МГУ и в МИФИ. Привлекали первый центр ПЭТ/КТ, который к тому времени уже открылся в Уфе и где имелся практический опыт. Обучение по ней прошли 33 слушателя. Эта образовательная программа по итогам 2016 года стала лауреатом премии в сфере медицинского и фармацевтического образования России в номинации «За лучшую практику учебно-методического сопровождения образовательных программ».
Таким образом, «ПЭТ-Технолоджи» как заказчик и ФИОП в качестве опытного и авторитетного тьютора и источника финансирования работ по разработке учебных курсов способствовали созданию в стране совершенно нового образовательного направления в высокотехнологичной сфере переднего края мировой науки.