Многодетный отец и психолог Максим Мереняшев о гаджетах в обучении и развитии детей

Максим Мереняшев ‒ эксперт-психолог и многодетный папа, который воспитывает четверых сыновей, что считает основным из своих жизненных приоритетов. Как ответственный и любящий отец, он стремится привести своих детей к успеху во взрослой жизни, поэтому на своем примере показывает не только сыновьям, но и обществу, как важно раннее развитие ребенка, как научить детей финансовой грамотности ‒ «бизнесу с пеленок», и как использовать прогресс и современные технологии во благо, а не во вред.

Почему современные дети предпочитают виртуальный мир реальному?

Психолог и многодетный отец Мереняшев Максим Витальевич считает, что единственное усилие, которое нужно приложить ребенку, чтобы испытать яркие положительные эмоции и впечатления ‒ это нажать кнопку и пару раз провести пальцем по экрану. В виртуальности за максимально короткое время дети (да и взрослые тоже) переживают те впечатления, с которыми могли никогда и не сталкиваться в реальной жизни.

Максим Мереняшев говорит, что гаджеты ‒ это не корень самой проблемы, поэтому полный запрет детского контента вопрос не решает. Что же делать?

Чем гаджеты вредны, а чем ‒ полезны?

Согласно последним исследованиям «Лаборатории Касперского», у 54% детей 4-6 лет и 97% детей 11-14 лет уже есть свои смартфоны. 92% родителей используют ПК для развития детей 4-6 лет. Около 70% детей от 4 до 17 лет уже не могут обойтись без смартфона. Многих эти цифры пугают, хотя на деле все не так плачевно. Важен возраст и продолжительность использования гаджетов.

Мереняшев Максим подчеркивает, что до 4 лет идет активное развитие нервной системы малышей. Чтобы оно было гармоничным, необходимо, чтобы ребенок получал стимулы из внешней среды: визуальные и звуковые, тактильные, вкусовые, обонятельные и пр. Для здорового становления нервной системы необходимо развитие воображения, а игры и приложения не способствуют этому, так как имеют уже готовый сюжет. Да и разнообразие стимулов ограничено: только визуальные и слуховые.

Максим Мереняшев утверждает, что если ребенок до 4 лет слишком много времени проводит за гаджетами, его воображение не развивается должным образом. Интерес к познанию мира снижается, концентрация внимания становится хуже, интерес к обучению пропадает. Также снижается физическая активность, что приводит, например, к нарушению зрения и осанки.

Но совсем без гаджетов тоже не обойтись, ведь в век цифровых технологий ребенок должен идти в ногу со временем, чтобы уметь использовать все продукты прогресса. А грамотно составленные обучающие игры и приложения ничуть не хуже, а порой даже лучше развивают логику, внимание, память и аналитическое мышление.

Как с пользой использовать гаджеты в обучении и развитии ребенка?

Максим Мереняшев дает несколько полезных советов, как обратить гаджеты во благо обучения и развития ребенка, а также для укрепления отношений родителей и детей:

Не отнимать планшет, а давать альтернативу: предложить погулять, съездить в аквапарк или развлекательный центр и пр.

Поощрять интересы ребенка. Если, к примеру, малышу нравятся динозавры, можно предложить ему тематическую игру или включить мультфильм о том, как жили эти существа.

Поощрять собственные интересы в обучении ребенка. К примеру, если вы практикуете бизнес с пеленок и обучаете детей финансовой грамотности, скачайте приложение для подсчета бюджета и научите ребенка им пользоваться. Также используйте развивающие и обучающие приложения и видеоролики по разным темам.

Устанавливайте лимит. Дайте понять ребенку, что он может пользоваться гаджетами строго отведенное время. Засеките его вместе на часах. Можете также установить приложение, которое выключит приложение или видео по истечении отведенного времени. Идеальное ограничение по времени для детей до 4 лет ‒ не более 1 часа в сутки, 4-6 лет ‒ 2 часа, 6-11 ‒ 3 часа, 11-14 ‒ 4 часа.

Контролируйте контент. Если игра или ролик, по вашему мнению, точно не научит ребенка чему-то полезному, ограничивайте доступ к такому контенту.

Учите ребенка мыслить критически. Объясняйте, что в Интернете можно найти и плохие вещи. Не вся информация правдива, и не все люди в соцсетях желают ему добра.

Самое главное ‒ будьте примером для ребенка: не «зависайте» сами в гаджетах часами, откладывайте их в сторону, если ребенку нужно ваше внимание. И запомните: виртуальный мир ‒ не зло, если правильно к нему относиться.